Трансформация потребностей общества в функциональном и структурном изменении школы стала одним из условий формирования направлений модернизации российской системы образования. Образование стало рассматриваться как один из национальных стратегических ресурсов развития страны. Данная тенденция отражает не только национальные приоритеты, но и в общемировую направленность образовательных систем. Однако нельзя не признавать при этом также и возрастающие запросы общества. Современный социальный заказ в сфере образования требует от школы создать условия для более осознанного и качественного самоопределения учащихся, адаптировать систему образования к рынку труда, преодолеть отставание российских школьников от уровня облученности учащихся развитых стран.
По различным причинам в стране все больше остается детей, заботу которых берет на себя государство, а процесс их социального становления происходит вне семьи в детских домах. Традиционные подходы к воспитанию и организации жизни детей в этих учебно- воспитательных учреждениях сегодня не могут удовлетворить наше существенно изменившееся общество.
Молодой человек, получивший образование в детском доме, должен стать полноценным членом общества, готовым к самостоятельной жизни, решению самых сложных социальных проблем, которые ждут его на жизненном пути. Существующая система педагогической работы с детьми-сиротами не решает в полной мере эту задачу.
Необходима перестройка системы организации воспитательной деятельности с детьми-сиротами, главными идеями которой являются опора на потенциалы каждого ребенка, создание условий для его самореализации, раскрытия всех его возможностей. Организация жизнедеятельности для детей в детских домах должна строиться по принципу «сделай себя сам».
На сегодня общество предъявляет достаточно высокий уровень требований к выпускнику детского дома, что, в первую очередь, связано с « рыночными отношениями», приобретенными во взаимоотношениях между партнерами, организациями. Учреждениями. В этой связи работа системы служб детского дома была направлена на создание условий воспитанникам, обеспечивающих наибольшую их социализацию. Процесс воспитания был организован в направлении создания в детском доме здорового образа жизни, включающего учебу, труд, развлечения, неформальное общение членов коллектива; творческую деятельность в соответствии с интересами детей; наличие радостных событий в жизни детского дома, стихийно возникающих и специально организованных праздников; наличие «говорящих стен»; включенность среды в детский дом и детского дома в среду; разрешение внутренних конфликтов за счет саморегуляции; воспитание у каждого ребенка чувства принадлежности к сообществу и т.п.
Другими словами, в детском доме создавались и создаются педагогические условия, которые мотивируют разнообразное взаимодействие воспитанника со взрослыми, с детьми, где он, принимая по собственному выбору множество решений и совершая множество ответственных поступков, пожиная их плоды и рефлектируя, осуществляя внутренние переживания, разворачивает свой личностный потенциал, осуществляет свой личностный рост. Педагоги же помогают лишь определить тенденцию развития, жизненную стратегию, скорректировав ее в случае патологического развития, деструктивных и дезадаптивных форм поведения.
Находясь вне стен детского дома, подростки стыдятся своего статуса «сироты». Они оценивают себя более ленивыми, чем подростки, воспитывающиеся в семье. У воспитанников детского дома выявлена такая составляющая как «пустота», которая, как правило, отсутствует у подростков, воспитывающихся в семье.
Таким образом, мониторинг за социально - эмоциональным состоянием наших воспитанников определил наиболее уязвимые позиции в процессе формирования личности, в психическом здоровье, что и станет предметом усиленной работы в программе развития учреждения, предложенных ниже.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ